Свердловская область, парк "Оленьи Ручьи", май 2007.

2007-06-04 20:27:57

Про Парк "Оленьи Ручьи" мы знали очень давно, но все никак не могли собраться туда поехать. Все время что-то останавливало. Последние несколько раз мы откладывали поездку, ожидая, когда же все-таки появится листва на деревьях. В этом году это случилось достаточно поздно :).
Но мой предстоящий переезд наконец-то подстегнул нас поехать в это замечательное место и мы совершенно об этом не пожалели. Это оказалась одна из лучших наших поездок, если судить по насыщенности впечатлениями.
Итак, начну по-порядку. Парк находится на расстоянии 114 километров от Екатеринбурга. Из города мы выехали по Новомосковскому Тракту в направлении Перми. Матерясь, мы ехали по уже известной нам Пермской "Трассе", объезжая ямы и ухабы. После Первоуральска надо ехать прямо пока не появится указатель на Нижние Серги. Указатель будет направо, хотя путь ведет налево :), но пугаться не надо, смело поворачивайте по указателю.

Затем, объехав Нижние Серги и насладившись изумительным видом на город, открывающимся с возвышенности, мы доехли до указателя на Парк "Оленьи Ручьи" и свернули на грунтовку(Координаты поворота: 56.53214 59.206176).
Через 2 километра мы доехали до деревни Бажуково, где нашли стоянку для автомашин(коорд. 56.524827 59.229872). Мы зарегистрировались в домике, где заплатили за вход на двоих 60 рублей.

Нам нам дали карту, рассказали куда идти. Мы, конечно, выбрали самый длинный маршрут на 15 километров. Что изначально пугало в этом походе - это обилие клещей в лесу. По рассказам очевидцев, с одного человека за поход снимали до 3-х штук(!). Никто из нас, как водится, не привит, поэтому мы приняли меры предосторожности, оделись в закрытую одежду, заправили джинсы в носки :) и опрыскались с ног до головы средством против насекомых ДЭТА. Вроде помогло, при осмотре мы никого не обнаружили :)
Что позабавило, на входе мы увидели конструкцию в виде индейских вигвамов и индейский туалет :)
 (640x426, 88Kb)
Так же, совсем рядом, совершенно по непонятной мне причине, располагался типичный немецкий BierGarten.
 (640x427, 92Kb)
Направившись в сторону леса мы очень скоро дошли до карты. Именно на ней начиналась развилка, но это мы выяснили только вечером того же дня.

А вот и сама карта. Наш маршрут отмечен пунктиром.
 (699x466, 49Kb)

Природный парк "Оленьи Ручьи" расположен в нижнем течении реки Серги. Его территория невелика, всего 12,7 тысячи гектаров. Парк интересен прежде всего тем, что позволяет представить развитие природных процессов с древнейших времен до наших дней, в том числе и во взаимодействии с человеком. Кроме того, здесь в течение многих лет несколькими поколениями специалистов и любителей естесствознания была создана развитая инфраструктура для проведения познавательных экскурсий и организации отдыха туристов.
Мощный след оставили здесь древние природные процессы, протекавшие десятки и сотни миллионов лет назад: накопление известняковых толщ на дне Рифейского моря, поднятие горных хребтов в начале мезозоя и последовавшая за этим эрозия известняков с образованием многих десятков пещер, причудливых скал по берегам рек, воронок и провалов.
Обилие реликтовых растений рассказывает о древних сменах климата и, соответственно, растительного покрова, а результаты археологических раскопок показывают картину эволюции животного мира в течение последних тысячелетий и историю человека в местных ландшафтах, уходящую в глубь времен как минимум на 14 тысяч лет.

Разнообразие растительного мира и вправду бросается в глаза. Идти совершенно не тяжело из-за частой смены окружающего ландшафта.
Красота окружающей природы просто ослепляет. Хочется фотографировать без остановки, стремясь охватить все, что видят глаза...
 (699x466, 82Kb)
Казалось прошло совсем немного времени и мы дошли до первого подвесного моста(коорд. 56.514957 59.242089)
 (400x598, 128Kb)
Вскоре мы дошли до скалы Дыроватый камень(коорд. 56.511188 59.256868).
Эта 20-ти метровая скала-арка, один конец которой уходит в речное русло, другой - в коренной берег. Для облегчения переходов между скалами, на скале сооружены вот такие лесенки без перил:
 (400x606, 138Kb)
Поднявшись на ее вершину мы увидели замечательный вид на реку. Парк оказался очень благодатной почвой для создания обоев для рабочего стола :)
 (400x600, 83Kb)
Спустившись к подножию скалы мы увидели ту самую арку, из-за которой Скала и называется Дыроватой.
Высота этой арки - 4 метра. Эту скалу также называют "Пьющая лошадь", так как она напоминает наклонившееся к воде животное, очань похожее на лошадь.
 (465x699, 137Kb)
Следующим пунктом осмотра был большой подвесной мост над рекой. Внушительная конструкция, качающаяся на ветру нам всем очень понравилась, особенно Максу.
 (699x466, 133Kb)
После моста нам пришлось немного поплутать, так как основную тропу затопило, пришлось обходить ее справа. Когда мы вернулись на тропу начался подъем на скалу "Писаницу". Когда мы вышли на плато мы просто онемели от увиденного. Зрелища такой красоты редко встречаются в нашей жизни...

С этого места мы увидели развилку дорог. Одна, которая налево, была дорога к конечному пункту нашего похода-Большому Провалу, вторая вела на саму скалу "Писаницу"(вершина - коорд. 56.504246 59.283136). По дороге Макс начал капризничать от усталости и мы решили сделать небольшой промежуточный привал.

На самой вершине скалы мы сделали полноценный привал. Пятачок на скале не очень большой, но мы уместились. И не смотря на мой страх высоты, я сфотографировался почти на самом краю.
 (699x466, 125Kb)
А это наш скромный пикничок :)

С видовой площадки ниже по течению виден скалистый уступ с нависающим над водой гротом. Эта скала называется Писаница. К ней можно подойти по высокому левому берегу реки Серги. На южной стороне скалы, на высоте 4,5 метров от воды. видны рисунки, сделанные более тысячи лет назад живущими здесь финно-угорскими охотниками - предками современных ханты, манси, коми, эстонцев, финнов, венгров...
Наиболее ясно различаемая фигура - так называемый "красный олень" - изображение, которое стало эмблемой природного парка. На рисунке отчетливо обозначено сердце, менее заметны почки, сильно выделены пяточные кости задних конечностей. Тут же фигуры людей в характерных воинственных позах и, видимо, более древние фигуры животных, как бы размытые или выполненные краской другого оттенка. Как считают археологи, Писаница - одно из древних культовых мест долины реки Серги, где проводились обряды, связанные с охотой.

Чтобы увидеть все это своими собственными глазами, мы спустились к подножию скалы.
С южной стороны скала напоминает силуэт человеческого лица, не так ли?
 (470x699, 158Kb)
На этой фотографии не очень видно, но если приглядеться можно увидеть и рисунок того самого оленя.

Дабы сохранить ваше зрение, выкладываю фото поближе.
 (700x460, 109Kb)
Впечатляет, правда?
Вдоволь насмотревшись и нафотографировавшись возле Писаницы мы пошли дальше, в направлении пещеры "Дружба"(коорд. 56.498332 59.294772).
Мы сделали небольшую ошибку, вернувшись на место разветвления дорог, так как от Писаницы существовала другая тропа, ведущая к пещере напрямую. Это мы поняли, столкнувшись дважды с одной и той же группой туристов :)
Пещера "Дружба" - это самая крупная пещера в Свердловской области. Ее протяженность по главной оси составляет 250 метров, сумма входов около 500 метров. Входной грот получил название грота Барановского, в честь первого исследователя пещеры. В зимнее время он чрезвычайно красив, благодаря многочисленным ледяным сталагмитам. Во многих местах на стенах пещеры отчетливо видны окаменевшие останки древних морских животных, населявших толщу воды и дно Рифейского моря, что катило здесь свои волны 300-400 миллионов лет назад. Оно давно исчезло, оставив на сводах пещеры окаменевшую роспись своего многомиллионолетнего существования.

К нашему большому сожалению, мы не взяли с собой фонарь. Пещера совершенно не оборудована и ходить по ней без специальной одежды и снаряжения довольно затруднительно.

Поэтому мы все лишь спустились вниз, чтобы осмотреть что возможно при дневном свете. Пещера оказалась ледяного типа, как и Кунгурская. Внутри было очень холодно, несмотря на жару на улице.
А вот и те самые окаменелости на стенах.
 (699x466, 109Kb)
Не тратя много времени в пещере, так как к тому времени к ней подошла толпа спелеологов-любителей, мы двинулись в направлении Большого Провала.

Если присмотреться к карте с нашим маршрутом, можно заметить, что здесь наш путь отклонился от туристического маршрута. Мы попросту заблудились. В парке полно диких троп, которые очень похожи на проложенные. Наша ошибка залючалась в том, что спустившись к пещере, мы не поднялись обратно, а пошли по тропе дальше.
К счастью мы довольно быстро сообразили, что идем не туда и, пробираясь сквозь чащобы, вылезли на верный путь.
Для этого нам пришлось по деревьям перебираться через Федотов Лог.

Было забавно смотреть на отдыхающих школьников, увидевших выбирающуюся их глухого леса семью с маленьким ребенком :)

С горем пополам мы добрались до Большого Провала(коорд. 56.501549 59.302002). Сверху он выглядел так.
 (699x466, 165Kb)
Большой Провал - пещера вертикального типа глубиной 33 метра. Она представляет собой узкий и глубокий колодец, в котором холодный воздух стоит, как вода в стакане. В проваде образуется резкий перепад температур, который отражается в составе растительности, покрывающей стены провала.
У Провала есть еще одна достопримечательность - это горизонтальные ходы в стенах перещы.

Провал нас впечатлил по полной программе, такого я никогда в своей жизни не видел. Ради него стоило столько идти.
Спускаться оказалось довольно трудно, но мы справились.

Лично у меня это место вызвало сказочные ассоциации с местом обитания гномов - Морией.
Когда спускаешься на самый низ, ощущаешь себя маленькой песчинкой в этом огромном мире.
 (466x699, 145Kb)
Большой провал был конечной точкой нашего путешествия, но в парке еще оставалось много интересного, так как мы немного отклонились от первоначального курса.
Дорога обратно, по ощущениям, заняла гораздо больше времени, так как все очень устали.
Но вот мы миновали Дыроватую Гору и пошли вдоль реки.
Вскоре мы дошли до статуи Ангела Единой Надежды.
 (640x427, 89Kb)
Говорят, что если подержаться за крылья и загадать свое самое сокровенное желание - оно сбудется. Причем желание должно быть обязательно нематериальное.

Пройдя дальше по той же тропе мы дошли до подъема н Скалу, под названием "Утопленник". Выглядит она как две скалы тесно прижатые друг к другу так, что между ними остается всего лишь маленький просвет, через который с трудом пролезает взрослый человек. Весьма поразительное зрелище, скажу я вам :)
 (466x699, 158Kb)
Вот, собственно и все, что я хотел описать. По-моему достаточно насыщенная вышла поездка. На весь путь у нас ушло около 7 часов, причем нигде мы подолгу не задерживались.
Надо сказать, что положительной энергетикой мы зарядились по полной, так как не смотря на всю усталость, спать не хотелось совсем и мы еще долго сидели, вспоминая эту удивительную поездку.