Свердловская область, Чертово Городище, апрель 2007.

2007-05-01 20:06:02

Продолжая нашу хорошую традицию посещать интересные места в Екатеринбурге и Свердловской области мы решили поехать в таинственное место, под названием "Чертово Городище".
Представляет оно собой скальный комплекс, на вершине горы, сложенный из очень странных плоских черных камней.

Так называются скалы на вершине невысокой горы, расположенной вблизи станции Исеть, что стоит на железнодорожной ветке, идущей от Екатеринбурга в сторону Нижнего Тагила. Когда-то это был глухой медвежий угол в 30 верстах от Екатеринбурга. Сейчас это черта города.
Вершина Чертова городища поднимается над уровнем моря всего на 347 метров, но последние 20 метров — это могучий каменный гребень, состоящий из отдельных башен, возвышающихся на высоком, сложенном гранитными плитами, постаменте. Северная стена «городища» обрывается неприступной стеной, а южная, более пологая, — гигантскими ступенями спускается вниз, в долину небольшой заболоченной речки Семипалатинки - одного из многочисленных притоков Исети.

Среди старожилов здешних мест «каменный город» всегда пользовался дурной славой. Уж больно, говорили, играет здесь нечистая сила и нередко сбивает православных с пути-дороги. И действительно, среди густого леса «Городище» в старые времена найти было очень сложно. Несмотря на высокие каменные башни, увидеть его издалека невозможно, и только вблизи, неожиданно среди леса перед вами встает грандиозных размеров каменная стена. Поневоле человека берет оторопь, кажется, что действительно играет нечистый. Совершенно иного мнения по поводу каменного «города» придерживалось древнее население здешних мест, или как называли их раньше, «старые люди». Вогулы, обитавшие в верховьях Исети до прихода сюда татарского и русского населения, глубоко почитали вершину, увенчанную каменными башнями, считая ее прибежищем духов, а, следовательно, местом таинственным и священным. Столетиями язычники совершали здесь свои обряды жертвоприношения; шаманы посещали гору, чтобы пообщаться с духами Предков и совершить магические обряды, о которых мы имеем весьма смутное представление.
Археологи обнаружили у подножья скал много черепков глиняной посуды и кусочков листовой меди. Находили медные подвески-обереги.
Первое научное описание Чертова Городища относится к 1876 году. Именно тогда, в записках Уральского Общества Любителей Естествознания был опубликован отчет об экскурсии к «каменному городу», состоявшейся в мае 1861 г.
На Урале подобного рода скальные обнажения издавна назывались «каменными палатками». Их множество разбросано в окрестностях Екатеринбурга. Есть палатки у озера Шарташ, вблизи станции Северка, на вершине горы Пшеничной, что у озера Песчаного. Есть скалы Петрогром и Семь Братьев, но Чертово Городище – самые грандиозные каменные палатки на всем Среднем Урале. Происхождение каменных «городов» относится к далекому прошлому Уральских гор. Граниты, которыми сложены скалы, имеют вулканическое происхождение и образовались около 300 миллионов лет назад. Если у вас возникнет желание воочию полюбоваться на Чертово Городище, то это легко сделать. Для этого не нужно, как в XIX веке, четверо суток продираться через уральские болота и тайгу. Поклонникам пеших прогулок можно посоветовать добраться на электричке до станции Исеть, а там, пешком дойти до скал. Есть тропа к городищу со станции Гать, есть прямо от станции Исеть, есть путь от поселка Северка, но все они кончаются в одном и том же месте, у подножья «каменного города».
источник

Заинтересовавшись таким любопытным местом, мы немного поискали информацию о том как туда добраться. По-любому выходило, что ехать удобнее всего на электричке. Причем с комментариями, что это черта города.
Но мы же не ищем легких путей и мы поехали на машине :)
Кое-как разобравшись по карте, мы выехали из города направлении Верхней Пышмы, затем до Среднеуральска, в котором повернули налево в сторону поселка "Исеть". Доехав до него, на железнодорожном переезде надо повернуть налево и ехать по поселку, до магазина "Галина", который все местные почему-то называют "Лина" :).
Самое удивительное, что на все наши вопросы, как нам добраться до Чертова Городища, почти никто не смог нам дать вразумительного ответа.
И только один старожил, который бывал там в детстве, смог указать нам правильный путь.
Начинался он как раз от того самого магазина "Галина". Прямо за ним находится грунтовая дорога, которая и ведет в Городищу. Ехали мы на Форде Мондео, который я одолжил у моего начальника, на время его отпуска, и я, со всей своей наивностью, предположил, что на такой машине, проеду по русской грунтовой дороге :)
Проехав метров двести и упершись в глубокую непроходимую лужу, я развернулся и поехал обратно. Припарковав машину возле магазина, мы пошли пешком.
Дорога, уходящая в лес, практически сразу разветвляется, идти следует только прямо и никуда не сворачивать.
Пеший маршрут не совпадает с автодорогой, поэтому тропа практически сразу же идет прямиком в лес. Тропа была не очень хорошая, снег до конца не сошел, но грязь можно обойти по лесу. Шли мы довольно долго. В основном потому, что с нами шел Макс, причем шел сам, на руки не просился. Дорога туда заняла полтора часа(думаю у взрослых людей займет где-то около часа). По пути я много фотографировал, потому что пройти мимо такой красоты я просто не мог. Полюбуйтесь:
 (699x466, 107Kb)
 (699x465, 113Kb)
Дорога шла через холмы, нам приходилось подниматься то вверх, то вниз, было тяжеловато. По пути нам встретилось четыре ручья, два из которых мы преодолели без труда, а вот остальные два оказались достаточно серьезным препятствием.
Сразу скажу что одеты мы были совсем не по-туристически и смотрелись как белые вороны в этом дремучем лесу :)
Следовательно, когда дело дошло до переправы, мы оказались неподготовлены :)
Но, где наша не пропадала. Откопав неколько длинных палок, для упора, мы начали топать по бревну. Макс висел на мне, крепко обхватив руками и ногами. Вот одна из переправ:
 (699x466, 108Kb)
Где-то в конце пути, мы вышли на огромный вырубленный участок. Всегда печально смотреть на такие примеры человеческого вандализма:
 (699x466, 75Kb)
Надо сказать, что по всей протяженности пути, нам встречались вот такие плоские камни, которые, на мой взгляд, никак не похожи на искусственные образования и местами очень напоминали лестницу или какие-то курганы:
 (700x467, 120Kb)
А на предпоследнем холме мы увидели странную конструкцию посреди леса, сложенную из плоских камней. Ну скажите, неужели такое в природе может возникнуть само по себе?
 (699x466, 113Kb)
Начали мы наш путь в пять часов вечера и уже было пол-седьмого когда мы поднялись на вершину и увидели ЭТО...
 (699x466, 97Kb)
На мое удивление, народу там было много. Основную массу составляли туристы-скалолазы. С некоторых пор Чертово Городище стало местом для тренировок юных скалолазов, благодаря своему удобному отвесному строению.
С обратной стороны можно было забраться на скалы и залезть почти на самую вершину. Что мы с Юлькой и сделали по очереди.
 (467x699, 95Kb)
Что бы не писали знатоки, про происхождение этих скал, лично я не верю, что такая конструкция могла появиться в природе сама собой. Эту скалу надо видеть, стоит посреди леса, на самой вершине холма, грандиозная вертикальная стена, сродни оборонительным сооружениям древних... Колоссально, нечего сказать...
Кроме того, я обратил внимание на склон горы, который был просто усеян плоскими валунами до самого низа, зрелище потрясающее.
 (699x464, 111Kb)
Обратно вернулись уже около девяти вечера, надо отметить, что почти весь путь Макс прошел сам пешком, а это почти 10 километров!
Устали все очень, но все были очень довольны, что сделали это.