Самарканд - могила пророка Даниила, обсерватория Улугбека, Шахи Зинда

2014-01-20 08:00:00

Следующим пунктом нашей экскурсии по Самарканду была могила пророка Даниила, которая по преданию была привезена в Самарканд Амиром Темуром. По пути к этой достопримечательности мы остановились возле мечети Хазрат Хызр.

Эта мечеть была построена в 1823 году на месте более древней, как утверждают исследователи, самой первой мечети Самарканда. А еще раньше, в домусульманские времена здесь располагались городские ворота а рядом с ними акведук Аргиз, по которому в город доставлялась вода. По легенде, на этом месте жил святой старец Хызр, которому все горожане приходили поклониться и попросить благословения. Считалось что этот старец знал секрет бессмертия и сам был бессмертным, так как однажды испил из источника со святой водой. Некоторые ученые считают, что история эта пришла в древнюю Персию из сказаний о Гильгамеше - великом правителе и воине древности всю свою жизнь искавшем бессмертия.

Город Самарканд - один из древнейших городов на Земле, ровестник самого Рима. История зарождения города относится к 6-7 векам до нашей эры. Город, расположенный на месте современного Самарканда, тогда называли Афросиаб. Считается, что такое название город получил от имени древнего легендарного царя Турана, из поэмы персидского поэта "Шахнаме".

Городище "Афросиаб", занимающее площадь около 200 гектар, располагается сейчас на севере современного Самарканда и представляет собой гигантские стены из песка, скрывающего городскую стену и постройки. Первые раскопки в Афросиабе начали проводить в 1874 году и с тех пор, археологи смогли освоить от силы 20% от всей территории города.

Афросиаб был значимым торговым центром того времени, о чем свидетельствуют его огромные размеры (даже по современным меркам) и многочисленные документальные подтверждения. Принято считать, что Афросиаб - это и есть легендарный город Мараканда, о котором упоминается в священной книге Зороастрийской религии - Авесте. Маракандой также называли его и древние греки.

На самой границе городища Афросиаб располагается могила библейского пророка Даниила, почитаемого как христианами, так и мусульманами святого. Тот самый Даниил, которому чудесным образом удалось спастись изо рва с дикими львами, был известен своими многочисленными пророчествами (в том числе и пророчеством о пришествии Иисуса Христа) и толкованиями снов, за что и был ценим при дворе Вавилонского царя Валтасара, а затем древнеперсидский царей Дария и Кира.

Как утверждают некоторые источники, Даниил спокойно дожил до глубокой старости и умер в Иранском городе Сузы, где и был похоронен. Но есть и другая точка зрения, которая гласит, что останки пророка Даниила забрал с собой великий Тамерлан, во время одного из военных походов и привез их в Самарканд. Кроме этих двух мест, останки Даниила хранятся также в Иракском городе Киркук. Чтобы объяснить, эти странные захоронения существует удобная для всех версия, что Даниил после смерти был расчленен недоброжелателями и завистниками и поэтому множество его останков хранятся в различных концах света.

По другой из версий, Амир Темур, пытался взять осадой город Сузы, но не смог, потому что его защищали мощи пророка Даниила. Тогда великий Тамерлан пообещал уйти с миром, если ему позволят взять с собой часть мощей пророка, а именно правую ладонь, чтобы она защищала Самарканд.

На входе в комплекс располагается источник со святой водой. Сюда неиссякает поток паломников с пластиковыми бутылками, желающих попить святой воды. Мы тоже не стали исключением.

Сама могила пророка Даниила тоже довольно необычна. Ее длина составляет 18 метров и по легенде, она постоянно увеличивается. Сделано это, по всей видимости, от желания спрятать драгоценные мощи от вандалов.

Как нам объяснил гид, обычно внутрь помещения с саркофагом не пускают посетителей, но для нас, по знакомству, было сделано исключение. Говорят, что если обойти трижды вокруг гроба и загадать желание, то оно сбудется. Что мы и сделали, несмотря на высшее образование и здравый смысл :)

Совсем рядом с могилой расположен еще один волшебный артефакт - пятисотлетнее фисташковое дерево, которое после долгих лет сухостоя внезапно расцвело. И случилось это сразу после визита нашего предыдущего патриарха Алексия II в 1996 году. Много лет дерево цвело, но после смерти патриарха снова засохло. Проверить так ли это на самом деле, мы не смогли, все-таки зима на дворе, но фотографии цветущего дерева найти в сети достаточно просто.

Рядом с деревом соорудили пещерку для молитв, куда все ставят свечи. В очередной раз удивился, как много в нас осталось от язычников, поклоняющихся деревьям и мертвым.

От средневековых заблуждений мы сразу же поехали с просвещенной науке, одному из величайших творений средневековья - обсерватории Улугбека.

Как я писал ранее, Мирзо Улугбек очень сильно отличался от своих современников. Он имел аналитический склад ума, высоко ценил образование и науку, будучи правителем богатой страны, он поощрял строительство университетов, помогал талантливой молодежи из бедных семей и изучал бескрайний космос. Он был способен выйти за рамки, существовавшей в средневековье, парадигмы сознания, взглянуть за пределы известной вселенной.

С кропотливостью, достойной уважения, он составлял свой звездный каталог, пытаясь понять, что таит в себе эта бескрайняя мгла. За время своего правления Улугбек практически не воевал, отдавая все силы изучению окружающего мира. Суммарный интеллектуальный потенциал Самарканда во времена Улубека превосходил сильнейшие страны Европы. Но, как это к сожалению часто случается, костность и религиозные предрассудки, царившие тогда на среднем востоке, победили здравый смысл и Улугбек был предательстки убит неизвестными, как считается, по заказу одной из его жен. Говорят, что имамам сильно не нравились занятия Улугбека наукой и пренебрежения религиозными обрядами и, в конце концов, они настроили против Улугбека его собственную жену. Что и привело к такому печальному итогу.

По иронии судьбы, обсерватория Улугбека сейчас считается одним из сакральных мест, которые посещают свадебные кортежи.

Как это ни странно, но обсерватория Улугбека была обнаружена только в 1908 году археологом Вяткиным. До этого времени никого не интересовал курган, возвышающийся над городом.

Сейчас обсерватория состоит из двух зданий - музея, в котором хранятся обнаруженные на месте раскопок инструменты и объясняется принцип действия. И здания, закрывающего гигантский секстант - измерительный прибор, использовавшийся в дооптической астрономии для измерения высоты звезд над горизонтом.

Высота здания, которое вмешало в себя секстант составляла 30 метров, а диаметр угломера был более 40 метров. Кроме самого Улугбека, часто занятого государственными делами, здесь также работали великие астрономы того времени Кази-заде ар-Руми, ал-Каши и ал-Кушчи. Последний продолжил работать в обсерватории после смерти Улугбека еще 20 лет, после чего сбежал от религиозных фанатиков в Афганский город Герат, а затем в Стамбул, где и обпубликовал знаменитый каталог звезд Улугбека.

Несколько столетий обсерватория простояла никому не нужная, после чего в 17 веке ее банально разобрали на кирпичи местные жители. Несмотря на это, останки этого грандиозного секстанта по-прежнему удивляют. Глядя на них, поражаешься мастерству древних в обработке камня и мастерству строительства таких грандиозных сооружений. Идеальная точность поверхности каретки и удивительно точный радиус трудно повторить даже в наше время, с учетом всех современных технологий.

Несколько экспонатов из музея.

Смеркалось. Закат в декабре начинается в районе пяти часов вечера, так что нам надо было торопиться увидеть еще одну достопримечательность - комплекс мавзолеев Шахи Зинда. Это место считалось священным долгие годы, благодаря распространенной легенде. Легенда эта гласит, что во время одного из завоевательных походов по распространению ислама, двоюродный брат пророка Мухаммеда - Кусам ибн Аббас, был подстрелен язычниками стрелой в колено, после чего укрылся от преследователей в расщелине или колодце. Что с ним произошло потом - история умалчивает, одни говорят, что он умер от потери крови (но таких мало), другие утверждают, что Аллах призвал его на небо вместе с телом, третьи считают, что он живет где-то там в глубине до сих пор. Ведь не зря Шахи Зинда переводится как "живой царь".

Еще одна версия событий утверждает, что язычники все-таки настигли Кусама ибн Аббаса и отрубили ему голову, а он такой, взял голову под мышку и прыгнул в колодец. Это не я придумал, так надежные источники говорят, можете сами проверить. :)

С момента того знаменательного события все приверженцы ислама старались застолбить себе место поближе к этому святому колодцу, желающих оказалось столько много, что колодец оброс многочисленными мазволеями богатых мусульман и могилами тех, кто победнее. За полторы тысячи лет здесь образовалось огромное кладбище.

Большая часть мавзолеев, созранившихся до наших дней, была построена в 14-15 веках. Наиболее созранившиеся из них - мавзолеи сестры Тамерлана - Ширинбека Око.

Стоит отметить нехаратерные для ислама рисунки, в украшении стен.

Прямо напротив - мавзолей племянницы Тимура - Шади-Мульк-ака.

Искусство деревяннной резьбы в те времена было на высоте, мы не могли пройти мимо такой красоты. Возраст дверей сопоставим с возрастом самих мазволеев.

 

Мавзолеи справа - безымянные, кто там был похоронен пока установить не удалось.

Каждый мавзолей отличается своей отделкой от других, несмотря на внешнюю похожесть, многие детали отличаются.

Вход в центральную часть всего комплекса - мавзолей Кусама ибн Аббаса. Фантастически красивая деревянная резная дверь, датированная 1404 годом.

Чудом созранившееся оригинальное строение 11 века, как видите без украшений и глазури, которые были придуманы значительно позже.

Остатки деревянных балок 11 века.

Мавзолей Кусама ибн Аббаса 1334 года. Внутренняя отделка была создана в 15 веке и сочетает в себе комбинацию майолики и нарисованных узоров.

Тут мы тоже застали молящуюся процессию, пришлось подождать пока они закончат.

Проем справа ведет в пустую комнату с необычной акустикой, любое сказанное слово отдается эхом. Считается, что именно под этой комнатой находится тот самый колодец, в котором до сих пор живет Кусам ибн Аббас.

Забыл сказать, в комплекс ведет лестница из --- ступенек. По местному поверию, надо сосчитать ступеньки по пути наверх, а затем обратно. И если количество ступеней совпадет, то вам спишется одна седьмая ваших грехов. Не знаю, почему так мало, но у меня все совпало и на душе стало полегче :)

На этом наш первый в Самарканде день закончился, мы попрощались с нашим удивительным гидом и пошли отдыхать.

Этот рассказ - один из серии рассказов о нашем путешествии в Узбекистан в декабре 2013 года

(с)Ptah

Поделиться :  

2 комментария
Courgette
2014-01-20 11:13:41
>Что мы и сделали, несмотря на высшее образование и здравый смысл :)
)))

Интересно и загадочно там :)
Ирина
2014-01-20 13:03:14
обалденная вязь на дверях, на стенах!!!

Добавить комментарий

Имя
Email
Сайт